Перед вами письмо Сережи Алексеева, которое он прислал мне в далеком 2008 году, повествующее об обустройстве их семьи в США. Нашла я его недавно в бумажном варианте, отсканировала и выкладываю на нашем сайте.
Заранее приношу извинения, если увидите ошибки, по большей части это результат сканирования и конвертирования. Естественно, имею в виду не результат хранения в конверте, а результат перевода из одного формата в другой.
Лилечка, вот обещанное тематическое письмо.
Значицца, "Как мы обустраивались в Америке".
Надобно тебе знать, мы ехали не просто так. Наши друзья выиграли нам в лотерею госдепартамента грин-карту (вид на жительство с правом работы);но даже при том мы очень даже думали - ехать-не ехать. В Москве у нас была налаженная жизнь, неплохие (по московским меркам) заработки, о квартире уж не говорю. Даже дачка была, хотя крайне скромная и в весьма неприглядном месте (уж не говорю о том, что за 130 км).
Соблазнения заморской жизнью состояли в том, что когда мы навещали тамошних друзей, оне нам показывали раздел местной газеты "Требуются...". Так вот, программисты там были выделены особым разделом и занимали с пяток полос убористого текста. Тогда был программистский бум именно в этой области.
Ну а моя Наталья - профессиональный программист, сын же увлекся этим делом лет с 11, так и не перестал, и в тот период уже работал (почти на ставку в московском отделении "Мелкософта". Правда, химию он забросил совсем.
Посему мы продали нашу старую трехкомнатную квартиру, купили другую, худшую; тем самым мы создали некий денежный резерв. И по окончании сыном университета рванули. Наши друзья, отдать им должное, нам подготовили почву преизрядно.
Именно: они нам сняли трехкомнатную квартиру и даже в сравнительно неплохом месте (недалеко от метро), они нам подкинули кой-чего из мебели и из посуды, они даже нам купили телефонные услуги.
Как оказалось, в Америке надо сразу много. И даже не в материальном смысле (хотя съем квартиры сам по себе недешев).
Проблемой номер один был язык. Мы знали, что он несовершенен, пусть даже улучшен курсами, пусть даже наш Всеволод сдал экзамены для поступающих в вуз (американский), но мы не думали, что НАСТОЛЬКО. Первое время общение с продавцами в магазине или по телефону было мукой адовой.
Единственное место, где мы себя чувствовали комфортно, была библиотека - ибо там работают образованные люди, которые УМЕЮТ говорить по-английски, не коверкая слова, фразы, интонацию и не обращаясь к жаргону. Наталья даже поступила на курсы английского, но потом признала мою правоту - они мало что давали.
Я же и по сей день хотя и говорю вполне достойно, но понимаю далеко не всегда и далеко не всех - особо ежели говорящий невысокого образования. Легче всего понимаешь сотрудников библиотеки - они не только сплошь с образованием, но и привыкли к косноязычным иммигрантам, т. е. привыкли говорить С четкой дикцией.
Второй проблемой были умения, которых нам набрать было негде, - умение покупать недорого, умение поступать на работу, умение обращаться с посудомоечной машиной, наконец; не говорю уж обо всех прочих.
Это мы старались впитывать от знакомых и друзей. Также мы пошли на курсы по правильному поведению безработногр-иммигранта или "Как поступить на работу, понятия не имея о том, что, собственно, там надлежит делать".
Нас учили правильно составлять заявление, объективку, благодарственное ПИСЬМО, как вести себя при собеседовании и прочее. Отдать должное - учили хорошо.
Третьей проблемой был автомобиль. В здешних краях общественный транспорт имеется; но... добираться им МЕДЛЕННО. Да вот сравнение: до одной из своих работ я добирался на машине за 35 минут; моя почти что соседка один раз решилась воспользоваться общественным транспортом - 1 час 45 минут, Метро и два автобуса.
Как мы покупали автомобиль - тема для отдельного письма, залитого слезами и с пятнами соплей. Обязательно напишу.
Первым нашел работу мой ребеночек. Собственно, для того понадобилось две недели, из коих первую неделю он работу не искал вообще. На работу его взяли с радостным визгом, вплоть до того, что ввиду отсутствия у нас тогда машины начальник Всеволода возил его на своей.
Оклад положили такой, что эмигрантское сообщество сначала просто не поверило, потом прониклось бешеное "завистью. Следующий месяц мое дитятко рычало в телефон, отбиваясь от охотников за головами. Замечу к слову, что никакими знакомствами тут и не пахло, просто сработала как квалификация (а у него были сертификаты от Билли Гейтса), да еще работа у такового - хотя на самом деле московское отделение "Микрософта" ничего общего с компанией в Редмонде не имеет, кроме как продает их продукцию, да еще участвует в локализации продукта (переводе на русский).
Этот период своей карьеры Всеволод посвятил знакомству с американскими обычаями в области корпоративного поведения. Он изучил до последней куриной косточки все близлежащие рестораны, ибо на его работе было принято в обед ходить в ресторан. Он подработал себе английский, и без того неплохой. Он набрался бесценного опыта производства программного продукта по-американски; уж кто-кто, а тутошние в этом деле толк знают.
Второй была Натаха. Вот тут сработало знакомство: некая русская начальница искала человечка, ей порекомендовали Наталью, и т.д., хотя и здесь квалификация была на ять. Потом она подружилась с начальницей, которая, в свою очередь, со временем перестала быть таковой.
Однако первое время моя бедная супруга рыдала (дома), что она ничегосеньки не понимает по-американски, что ее выгонят, а мы, значицца; помрем с голоду.
Рыдания длились с месяц, потом ее на работе оценили, тем более, что, как ни странно, заниматься ей пришлось в целом тем же, что и в Москве, именно - громадной бухгалтерской системой. Опять же, русская начальница весьма способствовала пониманию и усвоению - кстати, она-то по образованию вовсе не программист, а преподаватель сопромата, но женщина весьма толковая. Когда она уволилась с этой работы, то Наталью перетащила с собой (и правильно).
Хуже всего было у твоего покорного слуги. Для начала я пошел на курсы по программированию, русскоязычные. Надо отдать должное, преподавали неплохо. Но... к моменту, когда я кончил эти курсы не только программистский бум пошел на убыль, но и сам я был несколько не в программистском возрасте. А знакомого по этой части не нашлось.
Не считаю случайных работ на контрактах это все же, не постоянная должность. Лишь через пару лет мне повезло, меня рекомендовали в фирму, которая занималась испытаниями металлов. Фирма была весьма передовая, испытания велись и точно уникальные.
А моим начальником был по уровню член-кор, не меньше, ухитрявшийся быть одновременно ученым, блистательным инженером и просто приятным в общении человеком.
Его-то я стал понимать практически немедленно. Позже я просил: "Билл, как же так: с нами (это со мной и моей коллегой-болгаркой) вы говорите медленно, а с американцами - нормально?"
Ответ был: "А как же, у меня опыт общения с иммигрантами." Это был ЕДИНСТВЕННЫЙ пример, когда коренной американец старался хоть как-то подладиться под наш более чем скромный "английский язык".
Это был настоящий опыт американской работы, вот его-то заменить ничем нельзя.
И одновременно мы старались обрастать опытом повседневной жизни: уметь покупать еду, дом, автомобиль, платить налоги, ходить к врачу - и еще чертова уйма всякого, которое и не перечислишь.
По правде говоря, все эти темы заслуживают отдельных тематических писем (и, возможно, соберусь). Пожалуй, на это у нас ушло не меньше двух лет.
Не скажу, исходя из накопленного опыта, что каждый способен стать успешным американцем. Нет. На это нужны равно субъективные и объективные обстоятельства. Сами американцы полагают, что в любой нации четверть населения эмигрировать не в состоянии. Весьма возможно.
Не говорю уж о патологической неспособности к языкам (это все же редкость), но куда как не у всех имеется НАСТРОЙ - на то, что рассчитывать надо большей частью лишь на себя; на то, что государство тебе помогать никак не будет, на то, что твои знания и опыт в большой доле обесценятся, на то, что в вещевом смысле (начиная хотя бы с жилья) начинать придется с нуля и прочее.
Лично мне кажется, что важнее всего именно полагаться лишь на собственные ресурсы. Этому нас не учили. А если и учились, то исключительно сами. А еще обязательная вещь - умение не влезать в чужой монастырь со своим уставом. Вот это не повсеместное.
Из объективных же обстоятельств - это возраст, в первую очередь. В этом отношении мы были не в лучшей позиции. На большую пенсию мы не заработаем уже никогда. Да и дом до пенсии выплатить не успеем.
Наличие хоть каких денежных резервов тоже желательно - у нас они были, от проданной квартиры. Это чтоб не одалживаться на первых порах.
Наличие специальности, что востребована в данном регионе (т.е. там, где ты намерен жить). Это у нас было отчасти; моя, к примеру, специальности, совершенно не востребована.
Там, где мы живем, лафа
программистам (сейчас уже меньше), биологам и строителям. Само собою, на работу, связанную с русским языком, мы совершенно не опирались.
Во-первых, полно здесь такого народу; во-вторых, это ВСЕ РАВНО требует, как правило, и хорошего английского, и наличия опыта работы в Штатах.
Здоровье тоже нужно, хотя б на первых порах. Вообще-то по получении работы ты, как правило, получаешь медицинскую страховку, но НИКАКАЯ страховка не избавляет от расходов на медицину полностью.
Услуги медицинских учреждений оплачиваются страховкой лишь частично, прочее - от тебя! Так что быть здоровым прямая выгода.
Ну и запасные парашюты нужны, т. е. ехать надо не одному, а семьей. Это поддержка во всех случаях, если только в семье нет полных охламонов. У нас не было; когда я сидел без работы, то справлялся со всеми финансовыми делами, вел домашнее хозяйство и (что важнее всего) всех развозил на авто, т.к. в ту пору у нас была лишь одна машина.
Всеволод, хоть и работающий человек, но тоже вносил долю: он вел все переговоры с американцами как наилучше говорящий. Он же говорил по телефону - а вот это есть сущее наказание. Он же помогал нам составлять всякие документы.
Желательно уметь водить машину. Вообще-то это дело надо осваивать чем раньше, тем лучше, но и в возрасте...мнэээ... приличном это тоже возможно. Мама натальиной соученицы в возрасте 67 навострилась это делать; хороший водитель из нее, понятно, не получился, но все же подвижность на колесиках, как ни крути.
В этом отношении мы были ничего себе: мужчины были водящими. Наталье пришлось учиться уже там, но теперь она и сама водит полусносно.
Крайне желательно не увлекаться выпивкой. Здесь это не носят. Уж не говорю о том, что садиться за руль нетрезвым тоже не принято. Лично мне это никакого труда не составило, я долгое время вообще не брал в рот, и лишь после инфаркта мои знакомые любезно разыскали мне сообщение на Интернете, что для сердца умеренное количество пользительно.
Так что теперь одну бутылочку винца в два месяца мы с Натальей уговариваем. Водка, правда, у нас стоит уже три года початой и недопитой. А Натаха долгое опять же время могла себе позволить (будучи возимой мужем), другое дело, что теперь уже по здоровью она не увлекается.
И лишь мое чадушко однажды набралось после работы до такой степени, что мне пришлось ехать к нему на работу и забирать - хорошо хоть, у него хватило ума не садиться в таком виде за руль. Правда, то был единственный случай.
Вот на сем и позволю себе завершить, а то не смогу остановиться. И так уж я тебя зачитал.
Похожие статьи:
- Поездка в деревню Суводи, Кировской области
- Писатели и критики из нашей группы
- Короткий взгляд на Норвегию и очень короткий — на Швецию
- Подмосковная ферма "Северный олень"
- Воспоминания о поездке в США в июле 2013 года
|