Статья об очередном путешествии Оли Несветаевой во время новогоднего отдыха в январе 2019 года. Наши одногруппники часто и с удовольствием делятся впечатлениями о своих путешествиях, а я по мере возможности выкладываю на сайте их рассказы.
Вот что рассказала Оля о своей новогодней поездке.
Воронеж оказался очень большим городом с населением более 1,0 млн. человек. Вокруг Воронежа образовалась агломерация с численностью населения более 1,3 млн. человек. Это бывший губернский город, в котором частично сохранилась старая застройка. Сейчас в городе построено очень много современных огромных домов. Но сам город мы видели мало, т.к. в нем только ночевали. Днем мы ездили на интереснейшие экскурсии.
Первая экскурсия была в Воронежский заповедник. Нам провели очень познавательную экскурсию по музею заповедника, а потом показали живых бобров, которые живут в специальных помещениях. Рассказали об их повадках и способностях.
Также мы прошли по экологической тропе протяженностью 1,5 км. В связи с зимой и мощным снежным покровом никаких животных мы там не увидели, но зато насладились потрясающей красоты пейзажем.
На следующий день у нас была экскурсия на конный завод в селе Хреновое. Название села, как нам сказал на экскурсии, появилось в связи с большими зарослями хрена в этих местах. Недалеко от села протекает река Битюг, которая впадает в Дон. Я вспомнила, что рабочих лошадей-тяжеловозов раньше называли битюгами.
На конном заводе нам тоже вначале провели интереснейшую экскурсию в музее, потом показали жеребцов-производителей, которые стояли в стойлах. А затем показали кобыл, бегающих в загоне на открытом воздухе, которых можно покормить морковкой и яблоками. В конце экскурсии нас покатали в санях.
Конный завод в селе Хреновое основал граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Здесь граф Орлов вывел породу орловских рысаков. Как нам сказали на экскурсии, есть только три чистокровные породы лошадей – арабская, английская и ахалтекинская. Остальные породы получены путем скрещивания. Граф Орлов любил и ценил больше всего лошадей и был страстным охотником до них. Он владел всеми тонкостями верховой езды, участвовал в московских турнирах.
Граф задался целью вывести собственную породу лошадей, орловскую рысистую, идеально приспособленную для каретной езды, резвую, выносливую, красивую – какой в России еще не было. Ведь если лошадь будет идти галопом, карету будет очень сильно дергать. Лошадь для бега рысью специально тренируют. Если на соревнованиях она вдруг переходит на галоп, с лошади снимают очки. Для рысистого бега нужны лошади с длинным телом и большой головой.
Сначала граф Алексей Орлов начал разводить лошадей в своем подмосковном имении Остров. Граф за бешеные деньги купил арабского жеребца белой масти. Жеребцу дали имя Сметанный, которое быстро превратилось в просто Сметанку. Встал вопрос, как транспортировать жеребца из далекой Аравии. Быстрее было бы по морю, но граф Орлов выбрал сухопутный вариант, как более безопасный. Сметанку 1,5 года вели к графу по суше.
Сметанка был старым жеребцом, но от него было получено здоровое потомство. Внук Сметанки – жеребец по имени Барс I стал родоначальником породы. Сейчас проводятся соревнования - приз Барса. Жеребцы, которые выигрывают приз Барса, точно становятся производителями нового поколения рысаков. Кобылы участвуют в соревнованиях до 4 лет, потом они только производят потомство.
Подмосковный климат оказался слишком холодным для арабского жеребца, поэтому Сметанка очень быстро умер. В 1776 году Екатерина II жалует графу земли в Воронежской губернии в Прибитюжье за военные заслуги, приведшие русский флот к блестящей победе в битве при Чесме в 1770 году. Земли эти оказались лучшим местом для разведения лошадей, где степь граничила с Хреновским бором.
Так на Воронежской земле в 1776 году был основан Хреновской конный завод. Сейчас на заводе содержится 200 голов лошадей. Толщина стен конюшен составляет 90 см. Конюшни не отапливаются, лошади обогревают их собственным дыханием. Считается, что лошади спят стоя. Но это только потому, что стойла часто бывают очень узкими. Если места достаточно, лошадь не прочь прилечь. Сейчас количественная пропорция кобыл и жеребцов такова, что на одного жеребца-производителя приходится по 14-15 кобыл.
Лошади обоих полов могут производить потомство всю жизнь, у них нет менопаузы. У лошадей беременность длится 11 месяцев. Их стараются спаривать так, чтобы жеребята родились зимой, тогда они вырастают более здоровыми и выносливыми. Т.е. сейчас на конезаводе как раз период спаривания.
Для успешного спаривания на заводе предусмотрен специальный конь – пробник. Его предварительно подводят к кобыле. Если кобыла готова к спариванию, она стоит спокойно. Тогда к ней для спаривания приводят племенного жеребца. Если кобыла не готова – она сильно бьет пробника копытами. Т.е. конь-пробник в обоих случаях в пролете.
Для спаривания существуют специальные манежи. По традиции, на полу по углам этого манежа выложены красивые узоры из крашеных опилок и, чтобы лошадям было удобно, насыпана небольшая горка обычных опилок. Кроме того, опять же по традиции, на кобылу вешают небольшие украшения.
Еще для удобства спаривания кобылам хвост заплетают в косы, которые закрепляют сверху. Ведь самое главное для конезавода – получить потомство. Существует правило для выбора имени родившихся жеребят - первая буква от имени матери, а вторая или третья буква от имени отца.
После смерти графа Алексея Орлова в 1808 году знаменитый конезавод переходит во владение к дочери графа – Анне Алексеевне. При ней в 1810-е годы по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди был создан усадебный ансамбль, включающий в себя с парковую зону и обширный конный двор.
В 1811 году управляющим конным двором стал талантливый селекционер В.И.Шишкин (один из крепостных Орловых, получивший вольную в 1818 году). После увольнения В.И.Шишкина в 1831 году конезавод пришел в запустение и был продан А.А.Орловой в 1845 году в казну за 6,5 миллиона рублей. В советское время для завода очень много сделал маршал Семен Михайлович Буденный.
Перед главным зданием Хреновского конезавода стоит памятник графу Орлову. Как теперь принято, на счастье и удачу надо потереть какой-то фрагмент памятника. В данном случае, надо потереть палец бронзового графа, что мы, конечно, сразу и сделали. Недалеко от памятника графу Орлову стоит скульптура лошади. Это Улов, единственный наш конь, который попал в книгу рекордов Гиннеса за установленный им рекорд скорости.
Улов изображен в момент полета, когда лошадь не касается земли. Скульптуру, установленную знаменитому жеребцу, хорошо видно выше на фото с санями. Коня похоронили в вертикальном положении тут же, недалеко от своего скульптурного изображения.
Я, когда раньше видела в фильмах, как подковывают лошадей, думала о том, как это ужасно - в копыта лошади вбивают гвозди. Но, как нам рассказали на заводе, в копытах нет нервных окончаний, поэтому лошадям совершенно не больно. Но если специалист плохой, он может попасть в нерв и лошадь будет хромать. Еще нам рассказали, что копыта у лошадей и коров растут постоянно, поэтому лошадям подковы надо менять регулярно, один раз в месяц - полтора.
Как видите, усилия селекционеров не пропали даром, и потомки арабской породы прекрасно приспособились к суровой русской зиме.
Орловский рысак (их называют еще орловскими рысистыми) — известная на весь мир порода легкоупряжных лошадей, обладающая наследственно закреплённой способностью к резвой рыси. Она относится к числу уникальных, так как вывести скакунов с подобными характеристиками селекционерам не удалось. На сегодняшний день орловский рысак — спортивная лошадь, гордость и достояние России.
Вот такая у нас была интересная поездка!
Похожие статьи:
- Как я лечил катаракту
- Как мы ездили в Коста-Рику
- Поиск одногруппников: один из самых необычных способов
- Зимние прогулки по Москве в 2020 году
- Поездка в Карелию 05-08 января 2018 года
|