На нашем сайте уже давно стало традицией делиться рассказами об интересных путешествиях. И сегодня перед вами рассказ Ольги Несветаевой о путешествии в Тверь на Масленицу.
Автобусная экскурсия в Тверь 25-26.02. 2017 года
По дороге из Москвы в Тверь мы заехали в село Городня, расположенное примерно в 35 км на юго-восток от Твери, практически на берегу Волги.
Как выяснилось из Интернета, люди поселились в данной местности еще в 5-6 тысячелетии до н. э. Во время раскопок городища в Городне удалось найти наконечники стрел, осколки кремня, фрагменты керамики, относящиеся к периоду позднего неолита.
Чуть позже, уже во 2-м тысячелетии до н. э. получила распространение фатьяновская культура. Вслед за ней в первом тысячелетии до н. э. возникла дьяковская культура, а вместо бронзового века приходит железный. В VII—VIII веках н. э. в этих краях появляется славянское племя кривичей.
Я, конечно, про это село раньше ничего не слышала и про фатьяновскую и дьяковскую культуру ничего не знаю. Статей в Интернете про Городню несколько и они довольно обширные, т.к. у этого места очень богатая история. Надо будет во всем этом разбираться.
Но чем хороши экскурсии – они дают стимул к дальнейшему изучению вопроса, где же на самом деле я была?
Реально мы посмотрели церковь Рождества Богородицы XIV века — старейшую в Тверской области. Церковь расположена на высоком берегу Волги. Но, конечно, зимой непонятно, Волга это или просто какое-то понижение местности (фото №1).
Город Тверь оставил очень приятное впечатление. Самое главное – практически нет точечной застройки, благодаря чему центр города сохранил свой архитектурный ансамбль. Нам показали очень симпатичный памятник Афанасию Никитину, который раньше я видела только на открытках (фото №№2).
Мы побывали на месте впадения реки Тверцы в Волгу со зданием Речного вокзала (на фото №4-Тверца справа).
Погуляли по «Тверскому Арбату» - улице Трехсвятской (фото №№5).
Посмотрели на бульваре памятник Михаилу Кругу (фото №8). Видели костел и мечеть (фото №9).
Посетили музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. В этом доме Салтыков-Щедрин жил, когда в 1860-1862 г.г. занимал должность Тверского вице-губернатора.
В 1976 году к 150-летнему юбилею со дня рождения писателя здесь открыли музей (фото №№10).
Еще много чего можно посмотреть в Твери, но у нас была очень обширная программа за пределами города. По дороге в Николо-Малицкий монастырь мы посетили древнюю церковь Белая Троица (XVI в.).
Эта церковь считается старейший среди тверских действующих храмов, являясь к тому же самым древним из каменных зданий в городе. Ей более 450 лет, построили ее в 1564 г. на средства Гаврилы Андреевича Тушинского, московского купца. С тех пор она играет важную роль в жизни Твери.
Юрий Иванович Шамурин, российский историк и одновременно исследователь старинной русской архитектуры, в своей книге, что была издана в 1913 г., написал: «...Она принадлежит интереснейшей эпохе русского зодчества, по мнению многих — золотому веку русского творчества середины XVI столетия. Каменные памятники этого времени были относительно немногочисленны … К Белой Троице многое добавлено, но мало нарушено; что делает её особенно ценным историческим памятником».
Во времена советской власти после того, как был снесен главный тверской храм, Белая Троица превратилась в соборную церковь епархии (№№12,13).
Но самое большое впечатление на меня произвел Николо-Малицкий монастырь, который расположен в 6 км от Твери.
Монастырь основали между 1584—1595 гг., название его произошло от речки Малицы, огибающей монастырь с севера и запада. Примерно в 1675 г. монастырь сгорел практически целиком. По имеющемуся преданию, в пепле после пожара обнаружили только образ Святителя Николая.
Задняя сторона его была обожжена, а лик остался неповрежденный. С тех пор икона стала широко известной и популярной среди жителей Твери, а в XIX — начале XX вв. считалась чудотворной (№14).
В 1742 году у образа Николая Чудотворца полностью вылечилась от хворей графиня Мавра Шувалова. В знак благодарности она дала обет построить в монастыре шесть церквей. Знаком признательности графини стали:
- великолепный собор;
- несколько храмов;
- и окруженные каменными стенами корпуса.
В 1863 году в связи с избавлением Твери от холеры учредили ежегодный крестный ход из монастыря в Тверь, участники которого несли икону святителя Николая. В ХХ век монастырь вступил во всём своём великолепии, но во времена советской власти его разрушили.
23 июня 2008 г. Священный Синод принял решение о воссоздании монастыря в д. Николо-Малица, Калининского района. Построен монастырь в византийском стиле (№15).
В наше время Малицкий монастырь стал придерживаться афонского устава, составленного древними отцами – святогорцами. Стоит отметить, что в России найдется немного монастырей, следующих данному уставу, в котором соединяются греческая и русская богослужебные традиции.
Сохранив дореволюционную русскую практику, монастырь одновременно старается следовать святогорскому чину богослужения, являющегося неотъемлемой частью афонского устава.
Церковная служба ведется в монастыре ежедневно. В сумме время богослужения занимает у монахов примерно семь часов в сутки, если учесть также еще и келейное монашеское правило.
Монахи и миряне располагаются в стасидиях вдоль стен храма. Стасидия – это деревянное кресло, имеющее высокие подлокотники, в котором в зависимости от момента службы, можно сидеть, полусидеть или стоять (№16).
Важнейшие моменты при проведении литургии отмечаются тем, что все выходят из стасидий, кланяясь при этом низко. Это позволяет разместить в храме большое количество людей, причем без всякой суеты и шума.
Перед началом Божественной литургии облаченный в мантию монах с интервалом в 15 мин. обходит монастырь и, ударяя в деревянное било, созывает в храм мирян - трудников и паломников (№17). Согласно преданию Св. Праотец Ной таким способом созывал на ковчег животных.
После этого сразу же бьют в железное било, а если есть праздник, то раздается короткий звон на колокольне. Принципиально в монастыре не применяют электричество, а потому служба идет исключительно при свечах. Это позволяет создавать особый молитвенный настрой.
При входе в церковь сразу же бросаются в глаза низко висящие паникадила (так называют церковные люстры) (фото №18). До них можно легко дотянутся рукой. Делают это специально.
Прислуживающие на службах алтарники, с помощью длинных шестов периодически зажигают и тушат свечи, расположенные на паникадилах и высоких подсвечниках.
В самые ответственные моменты службы паникадила, хорос и подвесные лампады вручную приводятся в движение. При этом горящие свечи с раскачивающимися паникадилами создают праздничное и торжественное настроение у молящихся. На позолоченных нимбах святых, нарисованных на фресках; отражается свет от горящих свечей, блики переливаясь играют по всему храму.
Такой ритуал в наши дни можно увидеть только на службах Святой Горы Афон, куда его перенесли из Константинополя, из храма Святой Софии. Во вращение церковных светильников заложен определенный духовный смысл.
Одному из святых старцев, живших на Афоне в IХ веке, было видение, что в процессе литургии, когда хор пел херувимскую песнь, церковь неожиданно заполнилась ярким светом. В то же время отверзлись небеса, а по храму начало летать множество ангелов, задевая своими крыльями светильники, одновременно приводя их в движение.
По церковному уставу количество горящих свечей должно соответствовать разряду службы. Чем более торжественным считается церковный праздник, тем большее количество свечей зажигают на светильниках.
Помимо многочисленных маслёнок и лампад, основным украшением Покровского храма считается хорос, привезённый и Греции. Хорос ом называют большой десятигранный латунный обруч, который скреплён двуглавыми орлами и свисает из-под купола на длинных цепях (фото №19).
Свечи на хоросе возжигают только по праздникам и воскресным дням. И всего один раз в год в храме зажигают абсолютно все свечи и при этом их раскручивают с максимальной силой. Происходит это на Пасху Христову.
В Николо-Малице основным украшением монастырских служб считается византийское пение, которому придают особое значение. Все, кто впервые слышит такое пение, оказываются буквально очарованными восточной мелодией.
Древневизантийские распевы наполнены суровым аскетическим духом и заметно отличаются от более привычного и чувственного партесного пения, повсеместно используемого во время служб Русской Православной Церкви.
Основное отличие партесного и греческого пения состоит в том, византийский вариант одноголосый, в нём нет партий, способных разбить на разные звуки мелодию. Хор поет не по обычным нотам, а используя старинные крюки или невмы.
На всём необозримом пространстве Русской Церкви сейчас действуют только несколько византийских хоров, а потому послушать настоящий византийский хор, такой как братский хор Николо-Малицкого монастыря, считается огромной редкостью.
Нам очень повезло, т.к. мы приехали в монастырь перед началом службы и сами услышали стук в деревянное било, и увидели, как монахи зажигают свечи. У них даже есть приспособления, благодаря которым они опускают паникадила, зажигают свечи, а потом паникадила поднимают на нужную высоту. Экскурсию нам проводил монах Никодим и он сам для нас раскачивал хорос и паникадила.
После экскурсии в трапезной монастыря нас напоили чаем с пирогами и конфетами. И потом мы немного побыли на службе в храме и послушали византийское пение. Было очень и очень интересно.
Утром 26 февраля у нас была экскурсия в Домотканово. В.А.Серов с 1886 по 1911 год (фактически до самой своей смерти) часто и помногу находился и работал в усадьбе Домотканово, расположенной в 17 км к югу от Твери.
Усадьба Домотканово принадлежала другу и родственнику Серова В.Д. фон Дервизу. Она на рубеже XIX-XX веков считалась в России заметным культурно-художественным центром, подобным Абрамцеву и Талашкину.
В Домотканово были созданы многие из лучших произведений В.А.Серова «Девушка, освещенная солнцем» и «Заросший пруд. Домотканово».
К столетию со дня рождения русского художника, в 1965 году, в Домотканово был открыт музей В.А.Серова (№20), который расположен в небольшой одноэтажной постройке.
В настоящее время барский дом находится на реставрации. Около усадьбы разбит прекрасный парк с прудами. И очень приятно, что в местах, где Серов писал свои известные картины, стоят указатели с репродукциями этих картин (№№21).
Т.к. в этом году 26 февраля – прощеное воскресенье – нас отвезли на Масленичный разгуляй в деревню Ивановка. Встречали нас хлебом, солью (фото №23). Каравай был очень и очень вкусным. К караваю прилагалась еще хмельная чарочка (немного вина в пластиковом стаканчике).
Там нас сразу повели в «Музей Козы-Дерезы» и в стихотворной форме очень хвалили козлов (фото №24). Я узнала, что пресловутые красные сафьяновые сапожки, оказывается, делались из кожи козла.
Еще ведущая нам сообщила, что негативное отношение к козлам существует только в нашей стране, а в других странах их очень даже любят.
Потом мы общались с живыми козлами (фото №25).
Затем я первый раз в жизни каталась в санках, запряженных лошадью (фото №26).
После этого мы под руководством знающей девушки делали из соломы маленьких масляничек (фото №27), чтобы их сжечь вместе с большим чучелом и якобы с ними сгорят все наши проблемы.
И еще нас покормили обедом с блинами, после которого были еще всевозможные развлекухи, и в частности, масленичный столб (№28).
Закончился праздник хороводами и сжиганием чучела (№29).
Вот съездила и всего-то на два дня и совсем недалеко, каких-то 200 км от Москвы, а сколько всего интересного увидела и узнала!
Похожие статьи:
- Поход на байдарках по Селигеру и реке Селижаровке
- Предновогодние метания между Москвой и Кишиневом
- Что мне понравилось на Камчатке больше всего
- Последствия апрельского снегопада в Кишиневе
- Апрельский катаклизм в Молдове
|