Большинству людей нравится путешествовать, видимо, по этой причине туристическая отрасль даже во времена кризиса все равно продолжает развиваться, не сбавляя темпов.
Так и наши одногруппники любят переезжать с места на место, любуясь достопримечательностями и красотой природы, охотно делясь своими впечатлениями после поездок. Вот и Таня Скакова решила рассказать о своем весеннем путешествии в европейский таежный рай.
Поездка в деревню Суводи, Кировской области
Суводи — центр Суводского сельского поселения. Расстояние от центра района 62 км. Дата основания 1897 год, прежние названия: с. Суводь, Суводское. (Википедия).
Я же в деревню Суводи впервые попала в 1994 году, меня пригласила подруга Лиза в свой только что купленный дом. Несколько лет ее муж Саша, заядлый охотник, ездил туда на охоту, иногда брал с собой Лизу, и они были покорены щедростью и масштабностью здешних лесов, красотами реки Вятки, свежестью напоенного всевозможными лесными ароматами воздуха.
Грибы - настоящие голубоватые разлапистые грузди, рыжики, белые, исчисляемые десятками, а иной раз и сотнями, ягоды - черника, брусника, голубика, стерлядка из Вятки - все это, казалось, материализовалось из доброй русской сказки.
Ночь на поезде Москва - Киров, час по реке на «Ракете» (цены на билеты низкие, почти "советские"), и вы в таежном раю. Кстати, лес там - действительно настоящая тайга с настоящими медведями, сама раз видела свежие медвежьи следы и в страхе бежала без оглядки.
Естественно, все это не могло не произвести на меня впечатления и я тоже решила купить в замечательных Суводях дом, настоящую "пятистенку" (изба - сруб с "пятой", кроме четырех внешних, стеной, разделяющей избу на два независимо отапливаемых помещения с разными печками - русской и голландкой), тем более, что стоило это чудо сумму, примерно затрачиваемую на один летний отдых.
Итак, я стала домовладелицей, деревенским жителем и несколько лет достаточно регулярно проводила там недельку - другую в конце лета, осуществляя почти промышленный сбор брусники (по 10 - 15 кг, для чего на выставке художественных промыслов в ЦДХ был приобретен аутентичный берестяной короб, как в сказке о трех медведях) и грибов, которые чистились и перерабатывались ночами ( день для сбора!), мариновались и сушились в русской печке на кусочках холста по местной технологии.
Пару раз я приезжала в Суводи весной на разлив, приходящийся обычно в этом северном крае на майские праздники. Один раз это было в компании Митиных друзей и собаки Алисы. Ребята были в восторге от природы, а колли очень полюбила старый дерматиновый диван, оставшийся от прежних хозяев дома, и проводила на нем практически все время.
На нем и застала ее соседка, принесшая нам молоко. С душераздирающим криком: "Собака в избе!" ( с ударением на первый слог) , звучавшем как "Свинья в дом зашла!", она выскочила на улицу. После этого за молоком мы ходили к ней сами, а она смотрела на нас с большим неодобрением. Алисонька, я думаю, была тоже в недоумении: " И что так вопить, обычное дело, диван для того, чтобы лежать на нем, а кто первый занял, тот и прав".
В той поездке мне запомнилось катанье на лодке по затопленному разлившейся Вяткой лесу. Катал нас местный предприниматель Ванеев, которому очень приглянулась Дина, университетская подруга Мити и Насти, а удовольствие досталось и мне тоже - не могла же я не присматривать за молодежью!
Вторая запомнившаяся мне весенняя поездка в Суводи связана с А. С. Пушкиным. В тот раз в путешествии принимали участие старший внук Лизы Вася и моя внучка Аня. Им было соответственно 8 и 7 лет.
Мы много гуляли вдоль Старицы ( старое русло Вятки), иногда спускались с ее высоких обрывистых берегов к воде, устраивали привалы с перекусами и по Лизиной инициативе читали вслух прозу Пушкина: "Выстрел", "Пиковую даму", "Барышню-крестьянку".
Дети слушали с удовольствием, и тут нам в голову пришла идея поставить спектакль по "Барышне-крестьянке", что мы и осуществили с успехом в следующий летний приезд. Это было прекрасно и очень трогательно. Дети сыграли великолепно, даже старому лизиному спаниелю Байту досталось роль Сбогара - охотничьей собаки Владимира Берестова.
Это была наша последняя поездка в Суводи, после которой случился перерыв в 10 долгих лет, в течение которых домик наш стоял одиноким и беспризорным, постепенно ветшая и зарастая непроходимым кустарником.
Тому было несколько причин. Первая и основная - проблемы с транспортом. Билеты на поезд Москва - Киров дорожали галопирующим темпом и стоят в настоящее время почти как билеты до Парижа.
Но и это не самое неприятное. Давно перестала ходить «Ракета»: сперва это перестало быть рентабельным, деревни обезлюдели, пассажиров стало мало, а потом обмелела Вятка, известно, чтобы было судоходство, реку надо чистить.
Через лес от станции Оричи по фантастически ухабистой с глубочайшими лужами, в которых застревали и «Нивы» и газики, дороге, в народе известной как БАМ (местного значения, прозванный так за то, что ее проложили почти по прямой с запада на восток) ходит почтовая машина с колесами почти как у трактора.
25 километров по лесной дороге она преодолевает более, чем за два часа, вытрясая из пассажира всю душу. Но, как говориться охота пуще неволи. Приходилось и так добираться до Суводей, хотя энтузиазма это не добавляло.
Вторая причина того, что Суводи оказались заброшенными - Митина пятилетняя командировка в Швейцарию. У меня просто не было подходящей компании. Володя к деревенским забавам и бесконечному собирательству оказался равнодушен, охота его тоже не привлекала, он был-то в Суводях только раз, выдержал два дня, и практически все время "избачил", только раз всего и порыбачил.
Лиза с Сашей стали ездить с самого конца августа на начало сентября, а у меня - студенты. Одной было ездить неуютно и скучно. Вот и прекратились наши "каникулы в Суводях".
Но в прошлом году Митя собрался на охоту, ночевал в нашем доме, обнаружил, что течет крыша и совсем повалился забор. Он решил, что дому надо дать вторую жизнь и еще один шанс послужить нам, договорился с местным умельцем Сергеем Сметаниным, сделавшим необходимые работы и раскрутившим Митю на всякие украшательства, в результате мы теперь можем любоваться крыльцом цвета фуксии с оранжевыми перилами.
И вот, решено - в этом году на майские праздники я еду в Суводи! Лиза берет билеты в плацкартный вагон, а на станции Марадыковский нас встречают на машине. Митя и Саша приехали на станцию с охоты - ночь провели на глухарином току.
Приехали на Митиной машине - подержанном "Уазике", специально приобретенным для Суводей. Забираться в него задача не простая и без помощи мужчин для дамочек тоже весьма подержанных практически неосуществимая, тем более накануне поездки меня скрутил жестокий радикулит.
В конце концов нас с сумками, пирогами, куличами и пасхальными яйцами (майские праздники в этом году совпали с пасхой) погрузили и мы тронулись в путь. Ухабы и огромные лужи славный "Уазик" преодолевал играючи, но перед самой деревней перед нами предстало море - подпираемая Вяткой лесная речка Тумана разлилась: дорога с мостом исчезла, везде была вода и глубина этих вод была абсолютно неведома.
Утешало, что Митя уже как-то изведал путь через это море, проехав из деревни на станцию. В общем, наша амфибия пустилась по волнам, в буквальном смысле рассекая их и угрожающие рыча. И таких моря было три! Со страху мне казалось, что каждое следующее глубже и коварней предыдущего, тем более что все вокруг кишело затопленными бревнами, всплывающими подобно крокодилам из неведомых глубин.
Вятская земля встретила нас прекрасной погодой, все дни сияло солнце, небо ослепительно синело, отражаюсь в неподвижной воде. Гулять было одно удовольствие, поэтому каждый день( а их у нас было три) мы ставили себе цель, например, найти замечательные первые весенние цветы местных лесов - сон траву или насобирать на обед весенние грибы сморчки, и отправлялись на прогулку.
Длинные погожие весенние дни на Вятке, подарившие мне столько изумительных зрительных впечатлений, "роскошь человеческого общения" с моей замечательной подругой Лизой ( за 55 лет мы друг другу не надоели!), общество веселого девятилетнего внука Юры, требующего постоянной игры в воображаемые миры, населенные друидами, собирателями трав, астронавтами - исследователями неизвестных планет, а также монстрами и зомби, - все это, к сожалению, закончилось, и мы пустились в обратный путь, теперь уже на Сашином "Patriot"е (не сильно комфортном, но надежном российском " джипе").
Обратная дорога в Москву заняла почти 2 дня. Не буду описывать сложности преодоления водных преград на лесной дороге из Суводей, вода почти не спала, и нашу кавалькаду из Patriot'a и Нивы наших знакомых (ее тащил через лесные моря трактор, одновременно подстраховывавший и нас). Ночевали уже в трехстах километрах от Кирова на турбазе "Ветлуга", весьма комфортабельной и недорогой.
Второй день пути принес новые замечательные впечатления. Немного суровые пейзажи Вятской земли сменились мягкими и зелеными (мы ведь двигались на юг) далями Костромской области. А кульминацией нашего путешествия оказалось Щелыково - имение А. Н. Островского, где нам удалось организовать экскурсию по дому-музею и отведать в местном кафе удивительно дешевых куриных котлет с забавным названием "растрепы".
Уже под вечер миновали изумительно отреставрированную и вообще приведенную в порядок Кострому. Конечно, захотелось провести там хотя бы день, но Москва уже ждала нас с присущим ей нетерпением.
Все проходит, прошло и мое свидание с Суводями, пронеслись за окном поезда и автомобиля дивные весенние русские пейзажи, а в Москве нас уже ждало буйство зеленых красок. Весна наступила!
Похожие статьи:
- Что мне понравилось на Камчатке больше всего
- Скрытые и явные таланты группы МФ-68-1
- Творчество студентов групп МФ-68-1,2 или что мы творили (вытворяли)
- Подмосковная ферма "Северный олень"
- Прогулка на катере с выходом в Тихий океан
|